Большой брат смотрит на вас: почему Max считают «оком Кремля»

В июне 2025 года Владимир Путин подписал закон о создании мессенджера Max, государство решило поддержать национальный продукт, чтобы была конкуренция с зарубежными мессенджерами. За первые же недели новая платформа собрала 1 млн регистраций, но, когда с 1 сентября 2025 года Max стал обязательным для предустановки на всех смартфонах, пользователи заволновались. У конспирологов пазл сошелся так: раз «заставляют», значит, будут следить. Отечественную ПОшку начали демонизировать и считать «оком Кремля».
Оставим предрассудки гадалкам и пройдемся по основным характеристикам этого программного импортозамещения.
За нами следят и не устают
Из-за обязательной предустановки MAX на всех смартфонах и планшетах многие думают, что личная переписка и фото будут передаваться государству. Мысли примерно такие: на линии сидит товарищ майор и все «исподнее» перечитывает и пересматривает. Картина ужасная, где они только берут столько майоров. А ведь в смартфоне много разных ПО, и на предустановке не только МАХ. Оставить панику, использовать загруженные по умолчанию программы, включая МАХ, никто не заставляет, законом это не предусмотрено. Можно вообще ничем не пользоваться.
Был еще фейк, что MAX самостоятельно активирует веб-камеру каждые 5–10 минут. Это не подтвержденная информация, но тревожные сообщения от действительно пользователей поступали. В первые месяцы жизни мессенджера в нем еще некорректно работал антивирус Касперского и реагировал на обновления информации о доступных видеоустройствах, потом его обновили и сбоев больше не возникало.
Через открытый код проникают воры и украинцы
Есть еще мнение, что если для создания мессенджера MAX используется открытый код, то в него могут «проникнуть» сторонние программы, которые похитят данные пользователя. На самом деле, опенсорс-технологии практикуют все мировые IT-компании, как иностранные, например, Google, Apple, Microsoft, Amazon, WeChat, так и отечественные, например, Яндекс, СберТех, Rutube, Госуслуги.
Технологические гиганты адаптируют библиотеки открытых кодов под себя, проверяют их на безопасность. Эти программы не подключаются к интернету и не передают информацию вовне. То есть само по себе использование опенсорс-технологий никак не связано с приватностью данных. И разработчик, который откажется от них, просто не сможет конкурировать на рынке.
Сonductor используется для навигации по экранам; FastScroller нужен для быстрой прокрутки, он упрощает поиск по длинным спискам; Process Phoenix перезапускает приложения; uCrop обрезает изображения. Ux-дизайнер помогает оперировать иконками и градиентами, выложенными в свободном доступе. Это не значит, что дизайнер работает на украинцев, или что другие страны причастны к созданию интерфейса. Библиотеки не имеют национальности.
MAX, мошенники и Госуслуги
В июле 2025 года Центр безопасности МАХ заблокировал свыше 10 тысяч мошенников, выдающих себя за сотрудников банков, правоохранительных органов или государственных сервисов. Их нечестные делишки сразу пресекаются. За первый месяц работы приложения МАХ удалил 32 тысячи вредоносных и спам-документов. А вот иностранные коллеги подобным не занимаются. Ни Telegram, ни WhatsApp не передают полиции информацию о мошенниках. Там они могут пастись сколько угодно.
Поэтому интеграция тех же Госуслуг и MAX тоже безопасна. Хакеры не могут записывать пользователей добровольцами на СВО, брать на них кредиты или продавать квартиры. На Госуслугах вообще нельзя проводить имущественные операции, и MAX здесь вообще ни при чем.
Вывод: у страха глаза велики
Притирка с новым приложением идет с оглядкой на вайб времен НКВД. Черные пиарщики нагоняют страху о слежке и контроле. На самом деле, в MAX все довольно стандартно и даже более безопасно благодаря его законопослушности. В конце концов, качество звонков в отечественном приложении гораздо лучше, чем в любом иностранном.
Большой брат смотрит на вас: почему Max считают «оком Кремля»