Войдите с помощью соцсетей
Мы в соцсетях:
К списку новостей за день
Поделитесь с друзьями в соц. сетях!
Предыдущая новость Следующая новость
Оцените статью
17:41 21.07.2022

Турция и США на мягких лапах подбираются к «подбрюшью» России

Центральная Азия (ЦА) в последнее время начала оправдывать своё название. По причине обострения отношений США с Китайской народной республикой и Российской Федерацией к этому региону сейчас приковано повышенное внимание. Любителей выловить рыбку в мутной воде среди политиков хватает, поэтому в центральноазиатском пасьянсе появляются всё новые участники. Один из них Турция.

Лидер этой страны Реджеп Тайип Эрдоган и раньше проводил курс по внедрению своего влияния в Казахстан, Туркменистан, Киргизию, Узбекистан и Таджикистан. Однако особую актуальность этот вектор приобрёл на фоне обострения обстановки на границах с Афганистаном, там после смены власти уже зафиксированы вооружённые провокации. Новый очаг напряжённости выгоден как Турции, так и США, стремящихся ослабить Россию и вывести указанные страны из сферы её влияния. Недавнюю поездку министра обороны Турции Хулуси Акара в Таджикистан и Киргизию можно рассматривать как очередную попытку переориентировать страны Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) с России на Турцию. Для этого Анкара не жалеет «пряников»: обещает поставку вооружений и обучение у себя военнослужащих стран Центральной Азии. Активно обсуждается идея создания «Армии Турана» — военного блока с участием тюркских государств. Первые шаги в сторону этой инициативы были сделаны еще в 2013 году, после основания «Организации евразийских военных правоохранительных органов» (TAKM), куда вошли Турция, Азербайджан, Киргизия и Монголия. Желание вступить в TAKM изъявлял также Казахстан.

Но пока Турция делает акцент не на военную, а на «мягкую» – экономическую и образовательно-культурную – силу. В Казахстане турки уже вошли в тройку главных инвесторов в экономику страны. В ходе недавнего узбекско-турецкого бизнес-форума было подписано 25 документов на общую сумму 679 миллионов долларов. А министр иностранных дел Туркмении Рашид Мередов и генеральный секретарь Совета сотрудничества тюркоязычных государств Багдад Амреев обсудили возможность присоединения традиционно нейтральной Туркмении к Тюркскому совету, где первую скрипку играет Турция. В общей сложности турецкие инвестиции в экономику государств ЦА уже превышают сто миллиардов долларов и продолжают расти. За последние годы Турция взяла на себя реализацию нескольких масштабных проектов, например, строительство международного порта в Ашхабаде и восстановление порта в Туркменбаши. А в 2020 году турецкий холдинг «TAV Airports» приобрел сто процентов акций аэропорта Алматы — крупнейшего города Казахстана. Планы на будущее также весьма амбициозны: Турция намерена совместно с Китаем реализовать проект транскаспийского транспортного маршрута — мощной артерии, которая соединит страны тюркского мира. Благодаря строительству коридора, Турция обеспечит себе прямой вход в Центральную Азию, что позволит увеличить экспорт товаров промышленного производства, а также импорт сырьевых материалов. Помимо прочего, регион представляет интерес для Анкары с точки зрения обеспечения диверсификации поставок энергоносителей в Турцию.

Подспудно странам ЦА навязывается турецкая модель развития, сочетающая в себе светскую демократическую политическую систему, уважение к исламским ценностям, социально ориентированную государственную политику и рыночную экономику. Немалую роль при этом играет фактор этно-конфессиональной близости стран, использовавшийся в качестве аргумента в пользу формирования Турцией статуса представителя тюркских республик на международной арене (в том числе, и входящих в состав РФ – Татарстана, например). 

Что касается культурной составляющей, то Анкара последовательно проводит в ЦА политику  популяризации турецкого языка, своей культуры и истории. Речь идёт, в том числе, о выработке «новой тюркской идентичности», основанной на идее культурной и религиозной общности, формирующей единый комплекс ценностей, которые лежат в основе мировоззрения населения тюркоязычных стран. Более того, для Турции особую значимость имеет поддержание связей с этническими тюрками, способными лоббировать интересы страны за её пределами.
Это обеспечивается, при помощи распространения знаний об истории, культуре и языке Турции и тюркских народов, организации просветительских мероприятий, связанных с историей и культурой страны, реализации образовательных программ. Практические подвижки в этом направлении уже есть: ряд центральноазиатских стран интегрировал в свою систему образования учебники по тюркской истории и тюркской литературе, написанные в Турции турецкими же учёными.

Интересы Турции в ЦА во многом пересекаются со стратегическими целями её главного союзника по блоку НАТО Соединёнными Штатами Америки. Магистральная задача и Анкары, и Вашингтона – сделать так, чтобы между Россией и вчерашними среднеазиатскими республиками СССР образовалась максимально глубокая трещина.

Повышенное внимание странам Центральной Азии США стали уделять во время президентства Барак Обамы. Так, за сравнительно короткое время в Таджикистане появилось сразу восемь «Американских центров», куда активно привлекается молодёжная аудитория. На их базе организовано проведение культурно-образовательных мероприятий, в том числе, изучение английского языка, разговорные клубы, тренинги и мастер-классы по развитию лидерских качеств и формированию институтов гражданского общества. Занятия проводятся как с участием американских экспертов, так и с привлечением таджикских выпускников обменной программы «Фулбрайт». Эти центры в Таджикистане используются в качестве платформы для решения задач, обеспечивающих интересы США. Площадки активно используются американскими правительственными и неправительственными организациями, а также предоставляются таджикским НПО правозащитной, гражданской и оппозиционной направленности. Дети таджикской элиты обучаются в американских вузах, после чего на родине вольно или невольно становятся проводниками западной идеологии. 

На американскую орбиту активно вовлекается Узбекистан. Здесь США сделали ставку на свою «пятую колонну». Так, выпускник Гарварда Комил Алламжонов продолжает перелицовывать политикум этой страны на антироссийский лад. Совсем недавно для сотрудников центрального аппарата министерства иностранных дел и дипломатических представительств Узбекистана за рубежом был проведён вебинар по цифровой дипломатии, организованный совместно с компанией Meta (организация, деятельность которой запрещена в РФ) и Общественным фондом поддержки и развития национальных масс-медиа, который был создан и руководится Алламжоновым. Изначально подчёркивалось, что целью вебинара являлось «обучение дипломатов наилучшим навыкам использования социальных сетей для более широкого охвата аудитории, эффективного продвижения имиджа страны и её интересов на международном медиа-пространстве». Учитывая откровенно русофобские взгляды Алламжонова, можно представить, о чём шла речь на вебинаре. 

В своей деятельности гарвардский воспитанник может чувствовать себя спокойно: если что, его всегда прикроет новый посол США в Узбекистане Джонатан Хейник. Хейник – специалист по массовым коммуникациям, информационным и кибертехнологиям, который имеет большой опыт организации антироссийских информационных компаний. Ранее он занимал должность заместителя помощника госсекретаря по делам Южной и Центральной Азии, исполнял обязанности заместителя координатора Глобального центра взаимодействия (GEC), где помогал руководить и координировать усилия правительства США по противодействию «дезинформации» из России, Китая и Ирана. 

К Киргизии американцы решили подобрать медицинские «отмычки». Министерство здравоохранения США планирует профинансировать в этой стране исследования сибирской язвы. Представляющие американский Минздрав центры по контролю заболеваемости выделят порядка четверти миллиона долларов на исследования специфического антитоксина. Как следует из тендера, размещённого на портале госзакупок правительства США, базой для испытания должна стать областная больница в городе Ош на юге республики.

Американские чиновники прямо указывают на тот факт, что внутри США невозможно провести реальные оценки эффективности антитоксина — отсутствуют естественные, природные пациенты, заболевшие в эндемичных условиях. Зато такие пациенты имеются в Индии, Турции и Киргизии. Однако индусы и турки американские предложения с негодованием отвергли, а вот киргизы согласились.

Благие цели подобных экспериментов вызывают недоверие не только в Индии и Турции. Так, начальник Войск радиационной, химической и биологической защиты ВС РФ Игорь Кириллов в марте 2022 года утверждал, что «одним из приоритетов американских заказчиков является возбудитель сибирской язвы, который характеризуется высокой поражающей способностью и устойчивостью к окружающей среде». Специалистам известно, что от испытания опасных вирусов на людях до создания биологического оружия – даже не один, а всего полшага.

В этом отношении Республика Казахстан (РК) не отстаёт от Киргизии. В Казахстане, неподалёку от бывшей столицы Алматы, расположен крупный американский центр. Это даже не лаборатория, а полноценный исследовательский комплекс. По данным СМИ, там собираются восстанавливать возбудителя «чёрной смерти» — чумы, которая в Средние века вызвала опустошительную эпидемию в Европе. Выбор страны американцами говорит сам за себя: до российских границ рукой подать.

Пока масштаб экономического взаимодействия Казахстана и США не впечатляет. По данным офиса торгового представителя США, Казахстан занимает 86-е место среди экспортных рынков, а в импорте – 72-е среди стран-партнеров. Из Штатов в РК поставляется всевозможное оборудование, оттуда в Америку на сухогрузах плывёт минеральной сырьё.

А вот о политических контактах такого не скажешь, казахские делегации в последнее время зачастили в Вашингтон. На днях делегация Генеральной прокуратуры Казахстана в ходе рабочей поездки в США провела рабочие встречи с руководством американского Департамента юстиции, представителями ФБР и Всемирного банка. Стороны обсудили вопросы «укрепления сотрудничества по конкретным уголовным делам, передачи запросов в электронном формате, обмена опытом в сфере борьбы с киберпреступностью, заключения договоров о выдаче и о передаче осуждённых». Представители Департамента юстиции США также заверили коллег в готовности оказать содействие в поиске и возврате «преступных активов» (читай – денег семьи Назарбаева) из США в Казахстан. Кроме этого, делегация Казахстана встретилась с представителями проекта Всемирного банка StAR Initiative, с ними обсудили вопросы поддержки усилий Казахстана по возврату преступно добытых активов, выведенных за рубеж, в том числе в офшорные юрисдикции, и проведение тренингов для прокуроров и следователей по указанному направлению сотрудничества.

Надо сказать, что американо-казахские связи на высшем уровне укрепляются уже не первый год. Экс-президент РК Нурсултан Назарбаев считался личным другом Барака Обамы. А нынешний хозяин Белого дома Джо Байден прислал действующему главе республики Касыму-Жомарту Токаеву телеграмму, в которой назвал двусторонние отношения ни много ни мало «стратегическим партнёрством».

Что касается пятой страны Центральной Азии, Туркменистана, то американский интерес к ней базируется на одном «ките» – углеводородах. Туркменистан занимает шестое место в мире по запасам природного газа. Реализация природного газа является основным источником пополнения бюджета Туркменистана, на долю которого приходится четыре пятых всех экспортных доходов государства. Правда, до недавнего времени Китай был единственным значительным клиентом страны. В апреле 2019 года Россия возобновила импорт туркменского газа после трёхлетнего перерыва. 

Эти обстоятельства сильно не устраивают Штаты, из-за санкций посадивших своих европейских союзников на голодный паёк. Так, американский посол в республике Мэтью Климов в своём выступлении перед членами Сената пообещал, что «приложит все усилия для содействия диверсификации экспортных рынков туркменского газа — как через Каспийское море, так и в Южную Азию».

Кстати, его речь резонировала с поздравительным посланием предыдущего президента США Дональда Трампа лидеру Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедову по случаю мусульманского праздника Новруз.

«Народ Соединенных Штатов Америки и его деловые круги продолжают искать новые направления для укрепления нашего экономического сотрудничества с Туркменистаном. Надеюсь, что Туркменистан сможет воспользоваться новыми возможностями экспорта газа на Запад в связи с недавним определением правового статуса Каспийского моря», – было сказано в правительственной телеграмме, прилетевшей из Вашингтона в Ашхабад. 

В уже упомянутой речи перед сенаторами посол Климов без обиняков заявил, что Соединенные Штаты имеют долгосрочные интересы в Центральной Азии и его работа в Туркменистане даёт возможность продвигать эти интересы. Примечательно, что жёсткая критика Штатов в адрес таджикских властей по поводу «прав человека» (в частности, в отношении принудительного труда по уборке хлопка) в последнее время как-то незаметно поутихла. Вряд ли страна добилась в этой сфере гигантского прорыва – просто США решили не раздражать важного центральноазиатского игрока, через которого можно в очередной раз подёргать за усы как русского медведя, так и китайскую панду.

Турция и США на мягких лапах подбираются к «подбрюшью» России

Оцените статью
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь.
Коментарии 0

Актуально