Экономика эпохи СВО. Страна нуждается в радикальном переформатировании финансовой системы
Страны коллективного Запада находятся на полпути к своей заветной цели – изъятию российских валютных резервов, замороженных после 24 февраля. Усиленно «окучивается» общественное мнение, а Соединённым Штатам и их союзникам удалось протащить в ООН соответствующую резолюцию. Цель, разумеется, благая: восстановление Украины, разрушенной «армией агрессора».
Согласно данным ведущих финансовых изданий, у России могут отобрать порядка 316 миллиардов долларов – именно такая сумма находилась до начала СВО на депозитах западных банков. Скорее всего, этих денег (52 процента всех золотовалютных накоплений РФ) мы больше не увидим. Затруднительно будет использовать и хранящееся в стране слитковое золото – его продаже активно противодействуют американцы, англичане и прочие французы.
Существует большой соблазн направить стрелы праведного гнева в сторону людей, отвечавших за размещение национальных резервов. То есть, в сторону главы Центробанка РФ Эльвиры Набиуллиной и рулевого правительственного Минфина Антона Силуанова. И просить их: где наши деньги, Эль (Антон)? Но тут же приходится осекаться: оба ведомства действовали строго в рамках бюджетного правила. Более того, начиная со второй половины 2021 года Набиуллина и Силуанов неуклонно сокращали долю долларов в наших резервах, наращивая их юаневую составляющую. До февраля путём подобных манипуляций удалось спасти порядка 30 миллиардов. Возможно, со временем «вытащили» бы и всё остальное, но, есть подозрение, что Сергей Шойгу не счёл возможным поделился с Центробанком и Минфином точной датой начала военной спецоперации. Тот факт, что президент оставил Эльвиру Сахипзадовну и Антона Германовича на занимаемых ими постах свидетельствует о том, что глава государства оценил объективный характер случившегося.
Значит ли это, что нам нужно становиться на позицию всёпропальщиков? Конечно, нет. Во-первых, половина кубышки всё-таки осталась в нашем распоряжении. Во-вторых, кроме долларов и евро существует немало других привлекательных валют, в которые можно вкладываться без особых санкционных рисков (юани, рупии, саудовские риялы). А в-третьих, очень любопытно будет понаблюдать за тем, как Запад выроет могилу собственной финансовой системе. Судите сами: если у России по щелчку пальцев конфискуют 300 миллиардов, то кто после этого захочет вкладывать свои кровные в банки США, Германии, Великобритании? Проще деньги в печке сжечь.
Собственно, официальное решение о переводе российских сверхдоходов в валюты дружественных стран оформилось ещё в августе. Решение естественное – к нему подталкивала сама жизнь. Немного напрягает другое: почему в качестве «копилки» нашим правительством по-прежнему рассматриваются исключительно банки? А как же реальный сектор, который по причине высоких процентных ставок всегда страдал от хронического безденежья?
Западные санкции как раз и подсказывают выход: свободные деньги нужно превращать в инвестиции в собственную промышленность. Нам перестали поставлять автомобили – мы в ответ строим полдюжины автозаводов. Нам не продают станки – мы возрождаем отечественные станкостроительные гиганты. Нам перестали отгружать строительную технику – у нас стремительно растут собственные мощности по производству бульдозеров и грейдеров. Про оборонку и говорить нечего: девять месяцев СВО показали, что армия нуждается буквально во всём.
Значит, в России всё-таки есть, куда вложить «шальные» миллиарды? Построенный в Омске или под Самарой первоклассный и современный завод – разве для государства такое инвествложение хуже, чем банковский депозит где-нибудь в Лондоне или Франкфурте?
Экономика эпохи СВО. Страна нуждается в радикальном переформатировании финансовой системы